- Регистрация
- 04.10.2021
- Сообщения
- 1 082
Курс уникален для российского слушателя: в нем соединились результаты обучения автора в Швейцарии и Германии, самые современные немецкие и американские методы и методики (в том числе, метод Г. Фишера), а также глубинное понимание русского менталитета. Многолетний опыт работы с психотравмами позволил Оксане Защиринской разработать свой авторский метод когнитивно-образной травматерапии (Cognitive Imaginative Trauma Therapy), который успешно применяется при оказании помощи русскоговорящим клиентам.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
1) овладение технологиями и инструментарием оказания профессиональной помощи взрослым, детям и подросткам, семьям с проявлениями травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства, психотравматизации и комплексными психическими травмами;
2) получение практического опыта работы с клиентами, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, утрата, насилие, моббинг, буллинг);
3) освоение стратегий самопомощи и профилактика профессионального выгорания.
ВАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ:
Вы узнаете и поймете теоретические основы мирового опыта работы с психотравмами.
Вы получите самую точную информацию о методах работы с психотравмой.
Вы уверенно начнете применять разные авторские методы в своей работе при оказании помощи клиентам с психотравмами.
Вы осознанно сможете выбрать самый удобный для Вашей практической работы метод работы с психотравматизированными клиентами разного возраста.
Вы легко и надежно сможете интегрировать знания по психотраматологии в уже имеющийся у Вас опыт работы в своем любимом подходе (когнитивно-поведенческий, гештальт-терапия, психодинамический, экзистенциальный, арт-терапевтический, метафорический (работа с картами), игротерапевтический (настольные игры) и при использовании метода расстановок).
Вы получите обширный психологический инструментарий для работы в области психотравматологии.
Вы овладеете самими простыми методиками диагностики травматического стресса и посттравматических стрессовых расстройств.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАСТНИКИ СМОГУТ
1. Изучить мировой опыт диагностики психических травм.
2. Научиться осуществлять дифференциальную диагностику и отличать психические травмы от других психических состояний.
3. Сформировать представления о различных видах психотравм и их психогенезе.
4. Понять различия психических травм, возникающих в разном возрасте у детей, подростков и взрослых.
5. Развивать представления о переносах и интроектных состояниях, обусловливающих ретравматизацию.
6. Изучить специфику международных методов оказания помощи детям и взрослым с психотравмами.
7. Освоить практические приемы оказания помощи взрослым с комплексными психическими травмами, включая применение метода десенсибилизации.
8. Оказывать помощь людям, пережившим насилие (психологическое, физическое, сексуальное).
9. Учиться применять разные техники и приемы работы в области психотравматологии.
10. Научиться применять ведущие подходы (психодинамический, когнитивно-поведенческий, телесно-ориентированный и арт-терапевтический) при оказании помощи человеку с психическими травмами в результате нарешения привязанности.
11. Получить представление о современных достижениях нейронаук для оказания успешной психологической помощи взрослым и детям с различными психическими травмами.
12. Познакомиться с методами: 1) многоуровневой психодинамической травматерапии (Готтфрид Фишер, Кельн, Германия); 2) когнитивно-процессуальной терапии (Патриция А. Ресик, США); 3) травмаэкспозиции; 4) психодинамически-имажинативная четырехфазовая травматерапия (Луиза Реддеманн, Германия); 5) SPIM-30-KT — cоматическая, психологическая, интерактивная модель в формате Standard-30-Version для психотерапевтического лечения комплексных травм (Ральф Фогт, Лейпциг, Германия); 6) полигенерационной системной психотравматологии (Франц Рупперт, Германия); метод Мэрилин Мюррей, направленный на становление здоровой и уравновешенной личности.
13. Применять в практической работе авторский метод О. Защиринской — когнитивно-образная травматерапия (Cognitive Imaginative Trauma Therapy).
14. Научиться составлять и вести документацию клиентских случаев при оказании помощи при психических травмах.
15. Научиться применять эффективные средства самопомощи в стрессовых и психотравмирующих жизненных ситуациях.
Программа:
Модуль 1. Диагностика видов психических травм
Понятие о психической травме. Современные представления о психотравме (Германия и другие страны Европы, США, Россия). Вопросы терминологии.
Классификации видов психических травм. Виды психотравм в соответствии со степенью их тяжести — тяжелая, экстремальная, катастрофическая. Виды психотравм в соответствии с их частотой и патогенезом — монотравма, политравма, гомогенные травмы, смешанные (гетерогенные) травмы, симультантная, сукцессивная (секвенциальная, кумулятивная). Виды психотравм в зависимости от причин их возникновения — природные катаклизмы, причиненные человеком. Виды психотравм в зависимости от специфики влияния — непосредственные (пострадавшие, свидетели), опосредованные (родственники, помощники, пассивные участники).
ASD — острое стрессовое расстройство (acute stress disorder, APA). PTRS — посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1 — Post-traumatic stress disorder, по МКБ-10). DESNOS — расстройство экстремального стресса никак не специфицируемое (disorders of extreme stress not otherwise specified), часто возникающее в структуре комплексных психотравм. DDNOS — диссоциативное расстройство иначе никак не специфицируемое (комплексная хроническая психотравма с диссоциативным расстройством). DID — диссоциативное расстройство идентичности. Диагностические критерии ПТСР в DSM-V (309.81). Критерии посттравматического стрессового расстройства, связанного со стрессом и психической травмой.
Связь медицинского диагноза с психологическими проявлениями при диагностике психотравмы.
Эмпирическая классификация пяти видов психических травм О.В. Защиринской.
Вид 1. Психические травмы, возникающие по внешним, независящим от человека и его социального окружения причинам: 1) психотравма после ДТП; 2) психотравмы после физических повреждений; 3) психотравмы после террактов, криминального насилия; 4) психические травмы мигрантов; 5) психотравмы при смене места жительства и работы.
Вид 2. Психические травмы, возникающие в результате отношений между людьми.
1 группа — психические травмы вследствие нарушения отношений в социальном окружении: 1) психотравмы у родственников суицидентов; 2) психотравмы вследствие школьного буллинга; 3) психотравмы вследствие моббинга на работе; 4) психотравмы вследствие манифестации нарциссического компонента личности клиента («я замечательный и весьма достойный, но не получается»); 5) фрустрационные психотравмы («хотел, но не дали»); 6) эдипальные психотравмы («не смог, но хотел»); 7) психотравма свидетеля.
2 группа — психотравмы агрессора: 1) детские психотравмы при нарушении отношений со значимыми взрослыми; 2) детские и подростковые психотравмы в коллективе сверстников; 3) сексуальные (телесные) психотравмы; 4) инцестуальные психотравмы.
3 группа — психотравмы интимно-личностных отношений: 1) психотравма отвергнутой любви; 2) психотравма тяжелых разводов; 3) психотравма предательства.
Вид 3. Психические травмы, связанные с физическим здоровьем: 1) психотравмы при психосоматических заболеваниях (необратимые изменения личного и социального статусов); 2) психотравмы у больных с неизлечимым диагнозом (паллиативные психотравмы); 3) психотравмы после укусов животных (пресмыкающихся, насекомых); 4) психотравма выжившего («должен был умереть, но не умер»).
Вид 4. Психические травмы утраты: 1) психотравмы родственников после смерти близких людей; 2) психотравмы у родственников без вести продавших людей.
Вид 5. Кумулятивные («накопительные») психические травмы: 1) психотравма привязанности; 2) психотравмы развития (нет условий для нормального психического развития); 3) психотравма детско-родительских отношений; 4) психотравмы домашнего насилия; 5) психотравма межличностных отношений в юношеском и взрослом возрасте.
Причины возникновения психотравмы. Влияние эндогенных и экзогенных причин на степень психотравматизации человека. Влияние времени возникновения психотравмы на степень выраженности критериев посттравматических стрессовых расстройств различного генеза. Специфика постановки травмадиагноза. Специфика проведения первой консультации с психотраматизированными клиентами.
Виды травм и связанные с ними основные эмоциональные конфликты (Ф. Рупперт). Экзистенциальная травма. Травма потери. Травма отношений. Травма системных отношений.
Пять объективных критериев для постановки травмадиагноза (по О.В. Защиринской). Феномен субъективного восприятия собственной психотравматизации. Основные признаки острой и хронической психотравматизации. Основных проявлений психотравматизации у детей и взрослых. Психологический портрет человека с выраженными хроническими последствиями психотравматизации. Памятка для клиентов с комплексным посттравматическим стрессовым расстройством (по Р. Фогту).
Концептуальный подход в изучении динамики психотравматизации. Психотравма как витальное переживание. Центральная травматическая ситуационная тема. Количественные и качественные показатели процесса психотравматизации. Травматическая ситуация. Объективные и субъективные факторы психотравматизации. Основные травматогенные ситуационные факторы. Травматическая реакция. Фазы травматической реакции. Травматический процесс. Компенсаторные механизмы травматического переживания. Понятие о травмакомпенсаторной схеме: этиологический, превентивный и репаративный аспекты.
Анализ основных проявлений психотравматизации клиентов. Травмаориентация. Дереализация. Флэшбеки. Вторжения (интрузия). Хроническое гипервозбуждение. Намбинг (numbing) или симптомы избегания. Мифы о фобиях как частых последствиях психотравматизации. Жалобы психосоматического характера. Снижение работоспособности. Телесные проявления психотравматизации. Нарушение концентрации внимания. Фрагментарная память и другие проявления когнитивной дисфункции. Эмоциональные и личностные расстройства. Расстройства поведения, вредные привычки и зависимости. Нарушение самоидентичности.
Представления о спектре клинических расстройств при психотравмах: 1) невротические; 2) тревожно-фобические; 3) диссоциативные; 4) тикозные; 5) депрессивный синдром. Реактивные психические новообразования при психотравматизации детей и взрослых. Импульсивные приступы паники. Проблемы обучаемости. Нарушение общения и социализации.
Диагностика психических травм. Экспресс-диагностика состояния психотраматизированных клиентов. Опросник «Posttraumatic Symptom Scale, 10 Items (PTSS-10), G. Fischer» (Шкала посттравматических симптомов по Г. Фишеру). Шкала ПТСР П. Тайлера (P. Tyler. «Upsetting things» PTSD assessment scsale for clients. Personal Communication // Clwyd, Wales: Psychological Services, 1998) по выявлению видов психотравм. Оценка степени негативного влияния видов травматических событий на психическое состояние человека. Учет возрастных различий при проживании травматического события. Оценка типов реакций, провоцирующих воспоминания о травматическом событии: реакции избегания, возбуждения, руминация (постоянное «проигрывание» в голове прошедшего травматического события), негативные изменения в настроении и паттернах мышления.
Отличия проявлений психотравмы от ежедневного стрессового состояния. Схема «Круг стресса» (по Р. Фогту). Определение перечня проявлений психотравматизации с помощью «Капсулы травмы» (по Р. Фогту).
Авторская методика О.В. Защиринской «Мишени травматерапии».
Модуль 2. Методы оказания помощи при психических травмах
Mental health care methods in Psychotrauma
Неспецифические методы психотравматологии — 1) метод десенсибилизации с помощью движения глаз (по Ф. Шапиро); 2) метод аутоактивации сознания; 3) экспозиция.
Общие представления о методе десенсибилизации и переработки с помощью движений глаз (F. Shapiro). Значение ускоренной переработки информации» для объяснения эффекта освобождения от травматических воспоминаний. Модель адаптивной переработки травматического опыта. Распознавание позитивных и негативных когниций. Концепция билатеральной стимуляции головного мозга и активации рабочей памяти человека.
Ознакомление с возможностями метода аутоактивации сознания при оказании помощи взрослым с психической травмой. Специфика процедуры по аутоактивации сознания. Внушаемость человека как способность реагировать на ряд суггестий в контексте формализованных процедур аутоактивации сознания.
Применение техник по активации сознания как полезное дополнение при лечении ПТСР. Интеграция техник аутоактивации сознания в различные подходы, включая психодинамическую, когнитивно-бихевиоральную терапию.
Доминирующие психодинамическая и когнитивно-бихевиоральная модели, используемые при лечении ПТСР. Акцентирование ценности воссоздания в памяти травматического события для достижения эмоциональной и когнитивной интеграции или обеспечения повторного переживания травматического материала. Воссоздание в контексте усиления альтернативных, более адаптивных реакций. Оптимизация работы с травматическими воспоминаниями посредством использования техник, помогающих контролировать интенсивность болезненных переживаний, связанных с травматическими воспоминаниями. Фрагментарные, спутанные воспоминания о травмирующих событиях или отсутствие воспоминаний. Диссоциативные феномены в травмапроцессе, включая изменения памяти. Ухудшение памяти и различные проблемы с кодированием новой информации. Дифференциация сообщенных и фактически точных воспоминаний. Повышение точности воспоминаний о травматических событиях в измененном состоянии сознания. Рескриптинг. Техники улучшения ресурсных возможностей при ПТСР.
Метод экспозиции. Нарративная (повествовательная) экспозиция (NET). Последовательный рассказ с контекстуализацией травмирующего опыта. Нарративная экспозиционная терапия как метод преодоления травматических расстройств у людей со сложной и множественной травмами. Понятие о письменной биографии. Акцент NET на создание «учетной записи» для восстановления чувства собственного достоинства.
Пролонгированная экспозиция (Prolonged Exposure). Возможность постепенно приближаться к своим травматическим воспоминаниям, чувствам и ситуациям. Направленность пролонгированной экспозиции для лечения ПТСР. Обзор вмешательства и понимания прошлого опыта человека. Постоянство психообразования. Применение дыхательных техник с целью преодоления тревоги. Безопасность встреч и отношений. Ориентация мнимого и естественного воздействия на темп клиента.
Воображаемая экспозиция. Сеансы, подробно описывающие событие в настоящем времени под руководством психолога. Обсуждение и обработка эмоций, возникающих в результате воображаемого воздействия на сеансе. Аудиозапись экспозиции во время описания события с целью повторного прослушивания между сеансами для дополнительной проработки эмоций. Ежедневная практика с помощью дыхательных техник.
In vivo экспозиция. Столкновение с пугающими стимулами вне терапии. Специфика домашней работы клиента. Совместное определение ряда возможных стимулов и ситуаций, связанных с травматическим страхом — определенные места или люди. Согласование, каким стимулам пациент готов противостоять и справиться со страхами в реальности. Разработка плана действий между сессиями. Вызов самому себе. Важность учета постепенности in vivo экспозиций для испытывания некоторых успехов в противостоянии раздражающим воздействиям и преодолении связанных с ними эмоций.
Специфические методы оказания помощи в психотравматологии.
Автор(ы)
Название метода
Готтфрид Фишер (Германия)
многоуровневая психодинамическая травматерапия
Патриция А. Резик, Шнике М.К. (США)
метод когнитивной переработки психотравмы в рамках подхода терапии когнитивной переработки (когнитивно-процессуальная терапия)
Луиза Реддеман (Германия)
психодинамически-имажинативная (четырехфазная) травматерапия
Ральф Фогт (Германия)
SPIM-30-KT – cоматическая, психологическая, интерактивная модель в формате Standard-30-Version для психотерапевтического лечения комплексных травм
Франц Рупперт (Германия)
полигенерационная системная психотравматология
Мэрилин Мюррей (США)
становление здоровой и уравновешенной личности
Оксана Защиринская (Россия)
когнитивно-образная травматерапия (Cognitive Imaginative Trauma Therapy)
Многоуровневая психодинамическая травматерапия (МПТТ) Г. Фишера. Травмакомпенсаторная схема. Специфика применения многоуровневого метода психодинамической травматерапии (модель Готтфрида Фишера): 1) естественное протекание травматического процесса; 2) травматическое переживание ситуации человеком; 3) особенности личности клиента и его социального окружения; 4) диагностика состояния клиента в динамике травматерапии. Психодинамическая схема травматизации. Понятие о «прерванной» схеме восприятия и действия. Типы реагирования: борьба, замирание, «побег» как потребность «спрятаться» от жизненных обстоятельств. Краткосрочная смена тактик социального поведения и психических состояний. Диссоциативные изменения как реакция отрицания опасности или «замораживание».
Метод когнитивной переработки психотравмы (Cognitive Processing Therapy for PTSD) в рамках созданного Патрицией А. Резик и М.К. Шнике подхода терапии когнитивной обработки (СРТ). Терапия когнитивной обработки как специфический тип когнитивно-поведенческой терапии. Эффективность в уменьшении симптомов ПТСР, которые развивались после переживания различных травмирующих событий, включая жестокое обращение с детьми, боевые действия, изнасилования и стихийные бедствия. 12 сеансов научения оспаривать и изменять бесполезные убеждения, связанные с психотравмой. Создание нового понимания и концептуализация травмирующего события с целью уменьшения его продолжающегося негативного влияния на текущую жизнь. Изменение представлений индивида о травматическом событии и сверхаккомодированных убеждений о себе и о мире. Ослабление вторичных эмоции вместе с навязчивыми воспоминаниями.
Обучение клиентов изменению проблемных когниций, в частности, самообвинение, при желании интеллектуально переработать травматическое событие. Протокол АВС. Применение навыка изменения мыслей и убеждений для преодоления сверхгенерализованных убеждений, явившихся следствием пережитого насилия. Убеждения в безопасности, доверии, контроле, уважении и интимности. Психоэдукация клиента в отношении проявлений ПТСР, мыслей и эмоций. Осведомленность о связи между «автоматическими мыслями» и эмоциями, которые могут поддерживают симптомы ПТСР.
Написание эссе о влиянии, которое детализирует текущее понимание того, почему произошло травмирующее событие и его влияние на представления о себе, других и мире. Создание детального повествования о травме и прочтение его терапевту и самому себе дома вслух. Повествование и выражение аффекта. Выявление «тупиковой точки» пациента, т.е. момента в процессе насилия, из которого возникает конфликт между предыдущими убеждениями или который наиболее тяжело принимается клиентом. Подробный отчет о худшем травмирующем опыте для изменения схемы избегания мыслей и чувств, связанных с психотравмой. Сократический диалог и другие техники оказания помощи клиенту для распознавания его деструктивных мыслей о психотравме (мысли о самообвинении и пр.). Изменение дезадаптивного мышления. Использование навыков анализа для оценки и изменения убеждений, связанных с травмирующими событиями. Развитие способности использования адаптивных стратегий вне лечения для улучшения общего функционирования и качества жизни. Акценты на безопасность, доверие, власть, контроль, уважение и близость, пострадавшие из-за травматического опыта. Выполнение домашних практических заданий. Использование терапии когнитивной обработки в индивидуальной и групповой работе с клиентами. Специфика применения когнитивно-процессуальной терапии для лечения пострадавших от насилия.
Метод психодинамически-имажинативной четырехфазной травматерапии Луизы Реддеманн. 1 фаза — контакт и диагностика. 2 фаза — стабилизация. Психоэдукация. Исключение травмафактора. Разрешение внутренних конфликтов. Саморегуляция и самоподдержка. Работа с ресурсами клиента. 3 фаза — конфронтация с травмой. 4 фаза — интеграция внутреннего пространства и посттравматический рост.
Соматическая, психологическая, интерактивная модель в формате Standard-30-Version для психотерапевтического лечения комплексных травм Р. Фогта. Понимание клиентом содержания и методик в травматерапии. Психоэдукация. Создание и обсуждение сеансов. Гибкость ролей клиента и терапевта. Специфика отношений взаимодействия между травматерапевтом и клиентом. Применение в работе исследований в области нейронаук. Включенная диагностика. Терапия с помощью «одушевляемых объектов» для расширения терапевтического пространства. Игровая ориентированность в травматерапии. Повторное воспитание как фокус развития клиента. Учет состояний регуляции клиента. Комбинация групповой и индивидуальной терапии. Непрерывность отношений с травматерапевтом. Привлечение системных факторов, оказывающих влияние на динамику травматерапии. Отслеживание связи поколений клиента. Тренинги в форме ролевых игр. Проведение постоянной оценки терапии.
Метод полигенерационной системной психотравматологии Ф. Рупперта. Генерационная психотравма (травма поколений) и трансгенерационная передача психотравмы. Нарушение привязанности и передача травматического опыта между поколениями. Трехмерная модель личности при психотравмах — здоровая, травмированная и выживающая части. Три основных закона полигенерационной системной психотравматологии.
Метод становления здоровой и уравновешенной личности Мэрилин Мюррей. Теоретические конструкты «внутренних детей». Представление о синдроме «сциндо» — разделение личности. Личностный рост и выравнивание межличностных отношений в контексте травмапроцесса. Преодоление созависимых отношений.
Метод когнитивно-образной травматерапии (Cognitive Imaginative Trauma Therapy) О. Защиринской. 1 фаза — работа с прошлым. Реконструкция травматического опыта. Определение центральной психотравматической темы. Конфронтация психотравматических и ресурсных образов в различных сферах жизнедеятельности человека. 2 фаза — работа с настоящим. Конструирование в настоящем субъективного опыта преодоления последствий психотравматизации. Ментализация переживаний и действий. Повторное воспитание и обучение. 3 фаза — работа с будущим. Конструирование образа будущего и закрепление ресурсной индивидуальной стратегии преодоления последствий травматической ситуации. Репарация как средство преодоления амбивалентности травматического опыта. Повторная социальная интеграция.
Шесть этапов когнитивно-образной травматерапии: 1) Знакомство. Установление доверительных отношений. Диагностика; 2) стабилизация и начало повторного воспитания; 3) начало травматерапии; 4) основной процесс травматерапии; 5) окончание травматерапии, включая конфронтацию с травмой; 6) закрепление ресурсного состояния и повторная социализация.
Модуль 3. Практическое применение методов вмешательства в психотравматологии
Practical application of intervention methods in Psychotrauma
Нейронауки и изучение функциональных нарушений головного мозга в контексте последствий психотравматизации. Нейродинамические нарушения при психотравме. Нейробиологические механизмы обработки информации, связанной с возникновением симптомов посттравматического стрессового расстройства и комплексными (хроническим) психотравмами.
Способы объяснения клиенту наличия у него изменений на уровне функциональных свойств головного мозга с применением знаний в области современных нейронаук. Метафорическое объяснение клиенту индивидуальной пластичности нервной системы и адаптивной модели переработки информации при психотравме. Психологические приемы диагностирования дисфункций головного мозга и функциональных нарушений когнитивных процессов после психотравматизации. Помощь в восстановлении когнитивных процессов. Программа «60 дней» по японской системе развития интеллекта и памяти «Тренируй свой мозг» Рюта Кавашимы (Япония). Метод ирритации головного мозга в нейрокоучинге. Рекомендации клиентам по нормализации режима дня и образа жизни.
Учет динамики семи степеней психотравматизации клиента. 1. Гибкое регулирование состояния и реакций. Осознанный позитивный опыт обучения, применяемый впоследствии человеком. 2. Привычки как вид психической регуляции человека. Gewohnheitsregulationszustand (обучение с жестким контролем). 3. Регулируемое состояние по типу переноса в различных ситуациях общения. Übertragungsregulationsstate (взаимодействие при различных видах насилия и директивного научения). 4. Частично осознаваемое (неосознаваемое) состояние регуляции в виде интроекта. Introjektregulationsstate (дистонный опыт, часто при строгих наказаниях, насилии). 5. Мало осознаваемое (неосознаваемое) состояние регуляции по типу импланта). Implantatsregulationsstate (при насилии, часто сексуальном). 6. Мало осознаваемое (неосознаваемое состояние при психологическом программировании. Programmregulationsstate (целенаправленное разрушение воли). 7. Дуальное состояние регуляции. Dualer Regulationsstate (дуальность волевого регулирования).
Определение переноса. Виды переносов. Ситуативный перенос. Символический перенос. Атмосферный перенос.
Определение интроектного состояния. Виды интроектных состояний. Интроекты, лояльные к расстройствам. Интроекты, отождествленные с расстройствами. Интроекты, диссоциированные от расстройств.
Экстернализация и патологическое замедление обработки информации при различных видах переносов и интроектных состояний.
Анализ примеров из частной практики психолога для определения видов переносов и интроектных состояний психотраматизированных клиентов. Специфика работы психотравматолога с устойчивыми интроекционными установками. Методика оказания помощи по изменению (снижению влияния, замены) установок на качество жизни и отношения с окружающими у психотравматизированных клиентов. Понятие о степени выраженности интроекционных установок. Применение форм возрастной регрессии при анализе доминантной установки, сформированной значимыми людьми.
Закрепление полученных знаний по дифференциации интроектных состояний. Понятие «агрессор» и «жертва» в психотравматологии. Базовые интроектные состояния: 1) «здоровый» взрослый — «мотиватор», «менеджер» и «контролер»; 2) оптимистичный ребенок; 3) внутренний защитник висцерального происхождения. Интроектные состояниях при диссоциативных проявлениях личности: депрессивный ребенок, аутоагрессор, агрессор (насильник). Теории о субличностях и их применение в психотравматологии (Стоун Хэл, Уинкельман Сидра). Практические упражнения по анализу структуры субличностей у психотраматизированных клиентов. Методика О. Защиринской «Внутренние образы Я».
Составление таблицы трасформационной динамики личностных ресурсов при психических травмах. Изучение методики «Трасформационная динамика личностных ресурсов при психических травмах» О.В. Защиринской. Установки, полученные от близких (значимых) людей. Интроецирование (перенос «на себя»). Перенос на других людей. Интроекты как трансформационная модель личностных ресурсов.
Изучение практического применения набора ассоциативных образов окружающего мира «Целебные мысли» (Германия), предназначенного для повседневного использования. Визуальные образы как действенный концепт для повышения чувствительности к своему внутреннему миру и осознанному расширению представлений о внешнем окружении. Преодоление эффекта «тоннельного» восприятия и мышления. Опосредованное воздействие метафор с целью позитивных изменений в ментализации, речевых паттернах и чувствах. Выразительные фотографии природы как воспоминания о жизненных истинах. «Обучение» головного мозга человека с опорой на изображения, ассоциативные ряды и комбинацию текста с фотографиями. Приемы улучшения принятия себя и суггестирования позитивных мыслей.
Применение телесно-ориентированной психотерапии в психотравматологии.
Диагностика психического состояния клиента с помощью телесно-ориентированной психотерапии. Базовые приемы применения телесно-ориентированной психотерапии при оказании помощи психотравматизированным клиентам. Психодинамические упражнения в парах со специальными упорами и пледами. Психотравматическая специфика помощи при болевых ощущениях у клиента.
Анализ сеттингов с применением телесно-ориентированной психотерапии (Р. Фогт). Упражнения с применением терапевтических устройств для восстановления чувства позитивной привязанности к родным и значимым людям.
Ресурсно-диагностические техники: «Древние раскопки» и «Сейф».
Ресурсные техники. Методика «Мои достижения» (модификация ресурсной техники М. Гинзбурга Доска почета»). Метод визуализации в травматерапии с целью интеграции внутренних ресурсов клиента. Методика «Три внутренних силы». Юмор в работе психотравматолога.
Дыхательные техники. Упражнение «3 – 5». Дыхательные техники для самовосстановления.
Техники на стабилизацию в травматерапии. Методика «Надежное место».
Комплексная психотравматизация. Диагностика комплексных хронических психотравм. Анализ случаев клиентов в комплексной хронической травмой. Изучение схемы «Комплексная психотравма».
Составление «Карты психотравмы». Определение последовательности вмешательства при комплексной психотравме. Методика «Линия жизни».
Метод травмаэкспозиции при оказании помощи психотравматизированным взрослым. Специфика и ограничения в применении данного метода. Арт-терапевтическая травмаэкспозиция при работе с детьми и подростками. Групповая арт-терапевтическая травмаэкспозиция (на примере детей, оказавшихся участниками и свидетелями взрыва в жилом доме 13 марта 2018 года в Санкт-Петербурге). Когнитивно-образная травмаэкспозиция. Методика О.В. Защиринской «Спонтанная экстраполяция травматического образа».
Техники пространственно-ориентированной травматерапии. Применение методик с перемещением в терапевтическом пространстве. Методика О. Защиринской «Прошлое — настоящее — будущее».
Арт-терапевтическая модальность в травматерапии. Специфика применения метафор и сказкотерапии в работе психотравматолога.
Реконструкция психической травмы в семейном консультировании.
Скрытый текст. Доступен только зарегистрированным пользователям.Нажмите, чтобы раскрыть...
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
1) овладение технологиями и инструментарием оказания профессиональной помощи взрослым, детям и подросткам, семьям с проявлениями травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства, психотравматизации и комплексными психическими травмами;
2) получение практического опыта работы с клиентами, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, утрата, насилие, моббинг, буллинг);
3) освоение стратегий самопомощи и профилактика профессионального выгорания.
ВАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ:
Вы узнаете и поймете теоретические основы мирового опыта работы с психотравмами.
Вы получите самую точную информацию о методах работы с психотравмой.
Вы уверенно начнете применять разные авторские методы в своей работе при оказании помощи клиентам с психотравмами.
Вы осознанно сможете выбрать самый удобный для Вашей практической работы метод работы с психотравматизированными клиентами разного возраста.
Вы легко и надежно сможете интегрировать знания по психотраматологии в уже имеющийся у Вас опыт работы в своем любимом подходе (когнитивно-поведенческий, гештальт-терапия, психодинамический, экзистенциальный, арт-терапевтический, метафорический (работа с картами), игротерапевтический (настольные игры) и при использовании метода расстановок).
Вы получите обширный психологический инструментарий для работы в области психотравматологии.
Вы овладеете самими простыми методиками диагностики травматического стресса и посттравматических стрессовых расстройств.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАСТНИКИ СМОГУТ
1. Изучить мировой опыт диагностики психических травм.
2. Научиться осуществлять дифференциальную диагностику и отличать психические травмы от других психических состояний.
3. Сформировать представления о различных видах психотравм и их психогенезе.
4. Понять различия психических травм, возникающих в разном возрасте у детей, подростков и взрослых.
5. Развивать представления о переносах и интроектных состояниях, обусловливающих ретравматизацию.
6. Изучить специфику международных методов оказания помощи детям и взрослым с психотравмами.
7. Освоить практические приемы оказания помощи взрослым с комплексными психическими травмами, включая применение метода десенсибилизации.
8. Оказывать помощь людям, пережившим насилие (психологическое, физическое, сексуальное).
9. Учиться применять разные техники и приемы работы в области психотравматологии.
10. Научиться применять ведущие подходы (психодинамический, когнитивно-поведенческий, телесно-ориентированный и арт-терапевтический) при оказании помощи человеку с психическими травмами в результате нарешения привязанности.
11. Получить представление о современных достижениях нейронаук для оказания успешной психологической помощи взрослым и детям с различными психическими травмами.
12. Познакомиться с методами: 1) многоуровневой психодинамической травматерапии (Готтфрид Фишер, Кельн, Германия); 2) когнитивно-процессуальной терапии (Патриция А. Ресик, США); 3) травмаэкспозиции; 4) психодинамически-имажинативная четырехфазовая травматерапия (Луиза Реддеманн, Германия); 5) SPIM-30-KT — cоматическая, психологическая, интерактивная модель в формате Standard-30-Version для психотерапевтического лечения комплексных травм (Ральф Фогт, Лейпциг, Германия); 6) полигенерационной системной психотравматологии (Франц Рупперт, Германия); метод Мэрилин Мюррей, направленный на становление здоровой и уравновешенной личности.
13. Применять в практической работе авторский метод О. Защиринской — когнитивно-образная травматерапия (Cognitive Imaginative Trauma Therapy).
14. Научиться составлять и вести документацию клиентских случаев при оказании помощи при психических травмах.
15. Научиться применять эффективные средства самопомощи в стрессовых и психотравмирующих жизненных ситуациях.
Программа:
Модуль 1. Диагностика видов психических травм
Понятие о психической травме. Современные представления о психотравме (Германия и другие страны Европы, США, Россия). Вопросы терминологии.
Классификации видов психических травм. Виды психотравм в соответствии со степенью их тяжести — тяжелая, экстремальная, катастрофическая. Виды психотравм в соответствии с их частотой и патогенезом — монотравма, политравма, гомогенные травмы, смешанные (гетерогенные) травмы, симультантная, сукцессивная (секвенциальная, кумулятивная). Виды психотравм в зависимости от причин их возникновения — природные катаклизмы, причиненные человеком. Виды психотравм в зависимости от специфики влияния — непосредственные (пострадавшие, свидетели), опосредованные (родственники, помощники, пассивные участники).
ASD — острое стрессовое расстройство (acute stress disorder, APA). PTRS — посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1 — Post-traumatic stress disorder, по МКБ-10). DESNOS — расстройство экстремального стресса никак не специфицируемое (disorders of extreme stress not otherwise specified), часто возникающее в структуре комплексных психотравм. DDNOS — диссоциативное расстройство иначе никак не специфицируемое (комплексная хроническая психотравма с диссоциативным расстройством). DID — диссоциативное расстройство идентичности. Диагностические критерии ПТСР в DSM-V (309.81). Критерии посттравматического стрессового расстройства, связанного со стрессом и психической травмой.
Связь медицинского диагноза с психологическими проявлениями при диагностике психотравмы.
Эмпирическая классификация пяти видов психических травм О.В. Защиринской.
Вид 1. Психические травмы, возникающие по внешним, независящим от человека и его социального окружения причинам: 1) психотравма после ДТП; 2) психотравмы после физических повреждений; 3) психотравмы после террактов, криминального насилия; 4) психические травмы мигрантов; 5) психотравмы при смене места жительства и работы.
Вид 2. Психические травмы, возникающие в результате отношений между людьми.
1 группа — психические травмы вследствие нарушения отношений в социальном окружении: 1) психотравмы у родственников суицидентов; 2) психотравмы вследствие школьного буллинга; 3) психотравмы вследствие моббинга на работе; 4) психотравмы вследствие манифестации нарциссического компонента личности клиента («я замечательный и весьма достойный, но не получается»); 5) фрустрационные психотравмы («хотел, но не дали»); 6) эдипальные психотравмы («не смог, но хотел»); 7) психотравма свидетеля.
2 группа — психотравмы агрессора: 1) детские психотравмы при нарушении отношений со значимыми взрослыми; 2) детские и подростковые психотравмы в коллективе сверстников; 3) сексуальные (телесные) психотравмы; 4) инцестуальные психотравмы.
3 группа — психотравмы интимно-личностных отношений: 1) психотравма отвергнутой любви; 2) психотравма тяжелых разводов; 3) психотравма предательства.
Вид 3. Психические травмы, связанные с физическим здоровьем: 1) психотравмы при психосоматических заболеваниях (необратимые изменения личного и социального статусов); 2) психотравмы у больных с неизлечимым диагнозом (паллиативные психотравмы); 3) психотравмы после укусов животных (пресмыкающихся, насекомых); 4) психотравма выжившего («должен был умереть, но не умер»).
Вид 4. Психические травмы утраты: 1) психотравмы родственников после смерти близких людей; 2) психотравмы у родственников без вести продавших людей.
Вид 5. Кумулятивные («накопительные») психические травмы: 1) психотравма привязанности; 2) психотравмы развития (нет условий для нормального психического развития); 3) психотравма детско-родительских отношений; 4) психотравмы домашнего насилия; 5) психотравма межличностных отношений в юношеском и взрослом возрасте.
Причины возникновения психотравмы. Влияние эндогенных и экзогенных причин на степень психотравматизации человека. Влияние времени возникновения психотравмы на степень выраженности критериев посттравматических стрессовых расстройств различного генеза. Специфика постановки травмадиагноза. Специфика проведения первой консультации с психотраматизированными клиентами.
Виды травм и связанные с ними основные эмоциональные конфликты (Ф. Рупперт). Экзистенциальная травма. Травма потери. Травма отношений. Травма системных отношений.
Пять объективных критериев для постановки травмадиагноза (по О.В. Защиринской). Феномен субъективного восприятия собственной психотравматизации. Основные признаки острой и хронической психотравматизации. Основных проявлений психотравматизации у детей и взрослых. Психологический портрет человека с выраженными хроническими последствиями психотравматизации. Памятка для клиентов с комплексным посттравматическим стрессовым расстройством (по Р. Фогту).
Концептуальный подход в изучении динамики психотравматизации. Психотравма как витальное переживание. Центральная травматическая ситуационная тема. Количественные и качественные показатели процесса психотравматизации. Травматическая ситуация. Объективные и субъективные факторы психотравматизации. Основные травматогенные ситуационные факторы. Травматическая реакция. Фазы травматической реакции. Травматический процесс. Компенсаторные механизмы травматического переживания. Понятие о травмакомпенсаторной схеме: этиологический, превентивный и репаративный аспекты.
Анализ основных проявлений психотравматизации клиентов. Травмаориентация. Дереализация. Флэшбеки. Вторжения (интрузия). Хроническое гипервозбуждение. Намбинг (numbing) или симптомы избегания. Мифы о фобиях как частых последствиях психотравматизации. Жалобы психосоматического характера. Снижение работоспособности. Телесные проявления психотравматизации. Нарушение концентрации внимания. Фрагментарная память и другие проявления когнитивной дисфункции. Эмоциональные и личностные расстройства. Расстройства поведения, вредные привычки и зависимости. Нарушение самоидентичности.
Представления о спектре клинических расстройств при психотравмах: 1) невротические; 2) тревожно-фобические; 3) диссоциативные; 4) тикозные; 5) депрессивный синдром. Реактивные психические новообразования при психотравматизации детей и взрослых. Импульсивные приступы паники. Проблемы обучаемости. Нарушение общения и социализации.
Диагностика психических травм. Экспресс-диагностика состояния психотраматизированных клиентов. Опросник «Posttraumatic Symptom Scale, 10 Items (PTSS-10), G. Fischer» (Шкала посттравматических симптомов по Г. Фишеру). Шкала ПТСР П. Тайлера (P. Tyler. «Upsetting things» PTSD assessment scsale for clients. Personal Communication // Clwyd, Wales: Psychological Services, 1998) по выявлению видов психотравм. Оценка степени негативного влияния видов травматических событий на психическое состояние человека. Учет возрастных различий при проживании травматического события. Оценка типов реакций, провоцирующих воспоминания о травматическом событии: реакции избегания, возбуждения, руминация (постоянное «проигрывание» в голове прошедшего травматического события), негативные изменения в настроении и паттернах мышления.
Отличия проявлений психотравмы от ежедневного стрессового состояния. Схема «Круг стресса» (по Р. Фогту). Определение перечня проявлений психотравматизации с помощью «Капсулы травмы» (по Р. Фогту).
Авторская методика О.В. Защиринской «Мишени травматерапии».
Модуль 2. Методы оказания помощи при психических травмах
Mental health care methods in Psychotrauma
Неспецифические методы психотравматологии — 1) метод десенсибилизации с помощью движения глаз (по Ф. Шапиро); 2) метод аутоактивации сознания; 3) экспозиция.
Общие представления о методе десенсибилизации и переработки с помощью движений глаз (F. Shapiro). Значение ускоренной переработки информации» для объяснения эффекта освобождения от травматических воспоминаний. Модель адаптивной переработки травматического опыта. Распознавание позитивных и негативных когниций. Концепция билатеральной стимуляции головного мозга и активации рабочей памяти человека.
Ознакомление с возможностями метода аутоактивации сознания при оказании помощи взрослым с психической травмой. Специфика процедуры по аутоактивации сознания. Внушаемость человека как способность реагировать на ряд суггестий в контексте формализованных процедур аутоактивации сознания.
Применение техник по активации сознания как полезное дополнение при лечении ПТСР. Интеграция техник аутоактивации сознания в различные подходы, включая психодинамическую, когнитивно-бихевиоральную терапию.
Доминирующие психодинамическая и когнитивно-бихевиоральная модели, используемые при лечении ПТСР. Акцентирование ценности воссоздания в памяти травматического события для достижения эмоциональной и когнитивной интеграции или обеспечения повторного переживания травматического материала. Воссоздание в контексте усиления альтернативных, более адаптивных реакций. Оптимизация работы с травматическими воспоминаниями посредством использования техник, помогающих контролировать интенсивность болезненных переживаний, связанных с травматическими воспоминаниями. Фрагментарные, спутанные воспоминания о травмирующих событиях или отсутствие воспоминаний. Диссоциативные феномены в травмапроцессе, включая изменения памяти. Ухудшение памяти и различные проблемы с кодированием новой информации. Дифференциация сообщенных и фактически точных воспоминаний. Повышение точности воспоминаний о травматических событиях в измененном состоянии сознания. Рескриптинг. Техники улучшения ресурсных возможностей при ПТСР.
Метод экспозиции. Нарративная (повествовательная) экспозиция (NET). Последовательный рассказ с контекстуализацией травмирующего опыта. Нарративная экспозиционная терапия как метод преодоления травматических расстройств у людей со сложной и множественной травмами. Понятие о письменной биографии. Акцент NET на создание «учетной записи» для восстановления чувства собственного достоинства.
Пролонгированная экспозиция (Prolonged Exposure). Возможность постепенно приближаться к своим травматическим воспоминаниям, чувствам и ситуациям. Направленность пролонгированной экспозиции для лечения ПТСР. Обзор вмешательства и понимания прошлого опыта человека. Постоянство психообразования. Применение дыхательных техник с целью преодоления тревоги. Безопасность встреч и отношений. Ориентация мнимого и естественного воздействия на темп клиента.
Воображаемая экспозиция. Сеансы, подробно описывающие событие в настоящем времени под руководством психолога. Обсуждение и обработка эмоций, возникающих в результате воображаемого воздействия на сеансе. Аудиозапись экспозиции во время описания события с целью повторного прослушивания между сеансами для дополнительной проработки эмоций. Ежедневная практика с помощью дыхательных техник.
In vivo экспозиция. Столкновение с пугающими стимулами вне терапии. Специфика домашней работы клиента. Совместное определение ряда возможных стимулов и ситуаций, связанных с травматическим страхом — определенные места или люди. Согласование, каким стимулам пациент готов противостоять и справиться со страхами в реальности. Разработка плана действий между сессиями. Вызов самому себе. Важность учета постепенности in vivo экспозиций для испытывания некоторых успехов в противостоянии раздражающим воздействиям и преодолении связанных с ними эмоций.
Специфические методы оказания помощи в психотравматологии.
Автор(ы)
Название метода
Готтфрид Фишер (Германия)
многоуровневая психодинамическая травматерапия
Патриция А. Резик, Шнике М.К. (США)
метод когнитивной переработки психотравмы в рамках подхода терапии когнитивной переработки (когнитивно-процессуальная терапия)
Луиза Реддеман (Германия)
психодинамически-имажинативная (четырехфазная) травматерапия
Ральф Фогт (Германия)
SPIM-30-KT – cоматическая, психологическая, интерактивная модель в формате Standard-30-Version для психотерапевтического лечения комплексных травм
Франц Рупперт (Германия)
полигенерационная системная психотравматология
Мэрилин Мюррей (США)
становление здоровой и уравновешенной личности
Оксана Защиринская (Россия)
когнитивно-образная травматерапия (Cognitive Imaginative Trauma Therapy)
Многоуровневая психодинамическая травматерапия (МПТТ) Г. Фишера. Травмакомпенсаторная схема. Специфика применения многоуровневого метода психодинамической травматерапии (модель Готтфрида Фишера): 1) естественное протекание травматического процесса; 2) травматическое переживание ситуации человеком; 3) особенности личности клиента и его социального окружения; 4) диагностика состояния клиента в динамике травматерапии. Психодинамическая схема травматизации. Понятие о «прерванной» схеме восприятия и действия. Типы реагирования: борьба, замирание, «побег» как потребность «спрятаться» от жизненных обстоятельств. Краткосрочная смена тактик социального поведения и психических состояний. Диссоциативные изменения как реакция отрицания опасности или «замораживание».
Метод когнитивной переработки психотравмы (Cognitive Processing Therapy for PTSD) в рамках созданного Патрицией А. Резик и М.К. Шнике подхода терапии когнитивной обработки (СРТ). Терапия когнитивной обработки как специфический тип когнитивно-поведенческой терапии. Эффективность в уменьшении симптомов ПТСР, которые развивались после переживания различных травмирующих событий, включая жестокое обращение с детьми, боевые действия, изнасилования и стихийные бедствия. 12 сеансов научения оспаривать и изменять бесполезные убеждения, связанные с психотравмой. Создание нового понимания и концептуализация травмирующего события с целью уменьшения его продолжающегося негативного влияния на текущую жизнь. Изменение представлений индивида о травматическом событии и сверхаккомодированных убеждений о себе и о мире. Ослабление вторичных эмоции вместе с навязчивыми воспоминаниями.
Обучение клиентов изменению проблемных когниций, в частности, самообвинение, при желании интеллектуально переработать травматическое событие. Протокол АВС. Применение навыка изменения мыслей и убеждений для преодоления сверхгенерализованных убеждений, явившихся следствием пережитого насилия. Убеждения в безопасности, доверии, контроле, уважении и интимности. Психоэдукация клиента в отношении проявлений ПТСР, мыслей и эмоций. Осведомленность о связи между «автоматическими мыслями» и эмоциями, которые могут поддерживают симптомы ПТСР.
Написание эссе о влиянии, которое детализирует текущее понимание того, почему произошло травмирующее событие и его влияние на представления о себе, других и мире. Создание детального повествования о травме и прочтение его терапевту и самому себе дома вслух. Повествование и выражение аффекта. Выявление «тупиковой точки» пациента, т.е. момента в процессе насилия, из которого возникает конфликт между предыдущими убеждениями или который наиболее тяжело принимается клиентом. Подробный отчет о худшем травмирующем опыте для изменения схемы избегания мыслей и чувств, связанных с психотравмой. Сократический диалог и другие техники оказания помощи клиенту для распознавания его деструктивных мыслей о психотравме (мысли о самообвинении и пр.). Изменение дезадаптивного мышления. Использование навыков анализа для оценки и изменения убеждений, связанных с травмирующими событиями. Развитие способности использования адаптивных стратегий вне лечения для улучшения общего функционирования и качества жизни. Акценты на безопасность, доверие, власть, контроль, уважение и близость, пострадавшие из-за травматического опыта. Выполнение домашних практических заданий. Использование терапии когнитивной обработки в индивидуальной и групповой работе с клиентами. Специфика применения когнитивно-процессуальной терапии для лечения пострадавших от насилия.
Метод психодинамически-имажинативной четырехфазной травматерапии Луизы Реддеманн. 1 фаза — контакт и диагностика. 2 фаза — стабилизация. Психоэдукация. Исключение травмафактора. Разрешение внутренних конфликтов. Саморегуляция и самоподдержка. Работа с ресурсами клиента. 3 фаза — конфронтация с травмой. 4 фаза — интеграция внутреннего пространства и посттравматический рост.
Соматическая, психологическая, интерактивная модель в формате Standard-30-Version для психотерапевтического лечения комплексных травм Р. Фогта. Понимание клиентом содержания и методик в травматерапии. Психоэдукация. Создание и обсуждение сеансов. Гибкость ролей клиента и терапевта. Специфика отношений взаимодействия между травматерапевтом и клиентом. Применение в работе исследований в области нейронаук. Включенная диагностика. Терапия с помощью «одушевляемых объектов» для расширения терапевтического пространства. Игровая ориентированность в травматерапии. Повторное воспитание как фокус развития клиента. Учет состояний регуляции клиента. Комбинация групповой и индивидуальной терапии. Непрерывность отношений с травматерапевтом. Привлечение системных факторов, оказывающих влияние на динамику травматерапии. Отслеживание связи поколений клиента. Тренинги в форме ролевых игр. Проведение постоянной оценки терапии.
Метод полигенерационной системной психотравматологии Ф. Рупперта. Генерационная психотравма (травма поколений) и трансгенерационная передача психотравмы. Нарушение привязанности и передача травматического опыта между поколениями. Трехмерная модель личности при психотравмах — здоровая, травмированная и выживающая части. Три основных закона полигенерационной системной психотравматологии.
Метод становления здоровой и уравновешенной личности Мэрилин Мюррей. Теоретические конструкты «внутренних детей». Представление о синдроме «сциндо» — разделение личности. Личностный рост и выравнивание межличностных отношений в контексте травмапроцесса. Преодоление созависимых отношений.
Метод когнитивно-образной травматерапии (Cognitive Imaginative Trauma Therapy) О. Защиринской. 1 фаза — работа с прошлым. Реконструкция травматического опыта. Определение центральной психотравматической темы. Конфронтация психотравматических и ресурсных образов в различных сферах жизнедеятельности человека. 2 фаза — работа с настоящим. Конструирование в настоящем субъективного опыта преодоления последствий психотравматизации. Ментализация переживаний и действий. Повторное воспитание и обучение. 3 фаза — работа с будущим. Конструирование образа будущего и закрепление ресурсной индивидуальной стратегии преодоления последствий травматической ситуации. Репарация как средство преодоления амбивалентности травматического опыта. Повторная социальная интеграция.
Шесть этапов когнитивно-образной травматерапии: 1) Знакомство. Установление доверительных отношений. Диагностика; 2) стабилизация и начало повторного воспитания; 3) начало травматерапии; 4) основной процесс травматерапии; 5) окончание травматерапии, включая конфронтацию с травмой; 6) закрепление ресурсного состояния и повторная социализация.
Модуль 3. Практическое применение методов вмешательства в психотравматологии
Practical application of intervention methods in Psychotrauma
Нейронауки и изучение функциональных нарушений головного мозга в контексте последствий психотравматизации. Нейродинамические нарушения при психотравме. Нейробиологические механизмы обработки информации, связанной с возникновением симптомов посттравматического стрессового расстройства и комплексными (хроническим) психотравмами.
Способы объяснения клиенту наличия у него изменений на уровне функциональных свойств головного мозга с применением знаний в области современных нейронаук. Метафорическое объяснение клиенту индивидуальной пластичности нервной системы и адаптивной модели переработки информации при психотравме. Психологические приемы диагностирования дисфункций головного мозга и функциональных нарушений когнитивных процессов после психотравматизации. Помощь в восстановлении когнитивных процессов. Программа «60 дней» по японской системе развития интеллекта и памяти «Тренируй свой мозг» Рюта Кавашимы (Япония). Метод ирритации головного мозга в нейрокоучинге. Рекомендации клиентам по нормализации режима дня и образа жизни.
Учет динамики семи степеней психотравматизации клиента. 1. Гибкое регулирование состояния и реакций. Осознанный позитивный опыт обучения, применяемый впоследствии человеком. 2. Привычки как вид психической регуляции человека. Gewohnheitsregulationszustand (обучение с жестким контролем). 3. Регулируемое состояние по типу переноса в различных ситуациях общения. Übertragungsregulationsstate (взаимодействие при различных видах насилия и директивного научения). 4. Частично осознаваемое (неосознаваемое) состояние регуляции в виде интроекта. Introjektregulationsstate (дистонный опыт, часто при строгих наказаниях, насилии). 5. Мало осознаваемое (неосознаваемое) состояние регуляции по типу импланта). Implantatsregulationsstate (при насилии, часто сексуальном). 6. Мало осознаваемое (неосознаваемое состояние при психологическом программировании. Programmregulationsstate (целенаправленное разрушение воли). 7. Дуальное состояние регуляции. Dualer Regulationsstate (дуальность волевого регулирования).
Определение переноса. Виды переносов. Ситуативный перенос. Символический перенос. Атмосферный перенос.
Определение интроектного состояния. Виды интроектных состояний. Интроекты, лояльные к расстройствам. Интроекты, отождествленные с расстройствами. Интроекты, диссоциированные от расстройств.
Экстернализация и патологическое замедление обработки информации при различных видах переносов и интроектных состояний.
Анализ примеров из частной практики психолога для определения видов переносов и интроектных состояний психотраматизированных клиентов. Специфика работы психотравматолога с устойчивыми интроекционными установками. Методика оказания помощи по изменению (снижению влияния, замены) установок на качество жизни и отношения с окружающими у психотравматизированных клиентов. Понятие о степени выраженности интроекционных установок. Применение форм возрастной регрессии при анализе доминантной установки, сформированной значимыми людьми.
Закрепление полученных знаний по дифференциации интроектных состояний. Понятие «агрессор» и «жертва» в психотравматологии. Базовые интроектные состояния: 1) «здоровый» взрослый — «мотиватор», «менеджер» и «контролер»; 2) оптимистичный ребенок; 3) внутренний защитник висцерального происхождения. Интроектные состояниях при диссоциативных проявлениях личности: депрессивный ребенок, аутоагрессор, агрессор (насильник). Теории о субличностях и их применение в психотравматологии (Стоун Хэл, Уинкельман Сидра). Практические упражнения по анализу структуры субличностей у психотраматизированных клиентов. Методика О. Защиринской «Внутренние образы Я».
Составление таблицы трасформационной динамики личностных ресурсов при психических травмах. Изучение методики «Трасформационная динамика личностных ресурсов при психических травмах» О.В. Защиринской. Установки, полученные от близких (значимых) людей. Интроецирование (перенос «на себя»). Перенос на других людей. Интроекты как трансформационная модель личностных ресурсов.
Изучение практического применения набора ассоциативных образов окружающего мира «Целебные мысли» (Германия), предназначенного для повседневного использования. Визуальные образы как действенный концепт для повышения чувствительности к своему внутреннему миру и осознанному расширению представлений о внешнем окружении. Преодоление эффекта «тоннельного» восприятия и мышления. Опосредованное воздействие метафор с целью позитивных изменений в ментализации, речевых паттернах и чувствах. Выразительные фотографии природы как воспоминания о жизненных истинах. «Обучение» головного мозга человека с опорой на изображения, ассоциативные ряды и комбинацию текста с фотографиями. Приемы улучшения принятия себя и суггестирования позитивных мыслей.
Применение телесно-ориентированной психотерапии в психотравматологии.
Диагностика психического состояния клиента с помощью телесно-ориентированной психотерапии. Базовые приемы применения телесно-ориентированной психотерапии при оказании помощи психотравматизированным клиентам. Психодинамические упражнения в парах со специальными упорами и пледами. Психотравматическая специфика помощи при болевых ощущениях у клиента.
Анализ сеттингов с применением телесно-ориентированной психотерапии (Р. Фогт). Упражнения с применением терапевтических устройств для восстановления чувства позитивной привязанности к родным и значимым людям.
Ресурсно-диагностические техники: «Древние раскопки» и «Сейф».
Ресурсные техники. Методика «Мои достижения» (модификация ресурсной техники М. Гинзбурга Доска почета»). Метод визуализации в травматерапии с целью интеграции внутренних ресурсов клиента. Методика «Три внутренних силы». Юмор в работе психотравматолога.
Дыхательные техники. Упражнение «3 – 5». Дыхательные техники для самовосстановления.
Техники на стабилизацию в травматерапии. Методика «Надежное место».
Комплексная психотравматизация. Диагностика комплексных хронических психотравм. Анализ случаев клиентов в комплексной хронической травмой. Изучение схемы «Комплексная психотравма».
Составление «Карты психотравмы». Определение последовательности вмешательства при комплексной психотравме. Методика «Линия жизни».
Метод травмаэкспозиции при оказании помощи психотравматизированным взрослым. Специфика и ограничения в применении данного метода. Арт-терапевтическая травмаэкспозиция при работе с детьми и подростками. Групповая арт-терапевтическая травмаэкспозиция (на примере детей, оказавшихся участниками и свидетелями взрыва в жилом доме 13 марта 2018 года в Санкт-Петербурге). Когнитивно-образная травмаэкспозиция. Методика О.В. Защиринской «Спонтанная экстраполяция травматического образа».
Техники пространственно-ориентированной травматерапии. Применение методик с перемещением в терапевтическом пространстве. Методика О. Защиринской «Прошлое — настоящее — будущее».
Арт-терапевтическая модальность в травматерапии. Специфика применения метафор и сказкотерапии в работе психотравматолога.
Реконструкция психической травмы в семейном консультировании.
Скрытый текст. Доступен только зарегистрированным пользователям.Нажмите, чтобы раскрыть...