- Регистрация
- 24.09.2021
- Сообщения
- 38 364
30 полезных писем для тех, кто работает с текстом
Представьте, что слушаете интересный подкаст. Вам нравится информация, но звук ужасный. Приходится напрягаться, некоторые слова вообще не слышно.
Примерно то же самое происходит, когда мы читаем текст со стилистическими ошибками. Приходится напрягаться, чтобы распутать предложения и понять, что хотел сказать автор. Из-за неправильного употребления слов некоторую информацию мы неправильно интерпретируем или вообще не понимаем. Если же текст составлен стилистически правильно, то его легко и приятно читать.
Что же такое стилистически правильный текст?
В нём нет лишних слов. Каждое слово передаёт конкретную мысль или создаёт необходимый образ.
Все слова максимально точно передают заложенную в них информацию.
Все члены предложения расставлены в правильном порядке.
Общий стиль текста соответствует задаче.
Созданию именно такого текста посвящён наш курс.
Содержание
Курс состоит из 30 писем. Все они короткие, но информативные. На чтение одного письма уйдёт не более 15 минут. Мы выстроили обучение так, чтобы им можно было заниматься, не отрываясь от других дел.
1. Выбор слов
Почему важно внимательно подбирать слова. Как избежать расширения или сужения понятий, алогизмов, анахронизмов, эвфемизмов и других ошибок, которые возникают из-за неправильного употребления слов.
2. Лексическая сочетаемость слов
Как правильно сочетать слова в русском языке.
3. Нарушение лексической сочетаемости как приём
Опытные авторы иногда намеренно ставят рядом слова, которые нельзя сочетать между собой. В этом письме разберём, в каких случаях и зачем они это делают.
4. Откуда в тексте берутся лишние слова
Разбираемся с плеоназмами, тавтологией, лишними повторениями и другими проблемными словами.
5. Когда лишние слова — не лишние
Когда и как в тексте можно использовать плеоназмы, тавтологию и повторные слова.
6. Когда в тексте не хватает слов
К чему приводит излишнее сокращение текста и как этого избежать.
7. Синонимы
Разберём стилистические функции синонимов в тексте: уточнение, разъяснение, сопоставление, противопоставление, замещение.
8. Антонимы
Разберём стилистические функции антонимов: отразить контраст, показать противоречивость, добавить экспрессию, подчеркнуть значение слова, усилить эмоциональность, показать чередование действий и смену явлений.
9. Когда антонимы лишние
В каких случаях антонимы нужно удалять из текста.
10. Полисемия
Как автор может использовать слова, которые имеют несколько значений.
11. Омонимия
Как автор может использовать слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.
12. Когда из текста лучше убрать многозначные слова
Какие проблемы возникают из-за невнимательного использования многозначных слов.
13. Паронимы
Разберём слова, которые очень похожи по написанию и звучанию, но имеют разное значение. Как можно использовать их свойства и как избежать ошибок в их употреблении.
14. Стилистическая окраска слов
Какие стили есть в русском языке и как их случайно не смешать неправильно подобранными словами.
15. Эмоциональная окраска слов
Как добавлять в текст экспрессии с помощью эмоциональной окраски слов.
16. Терминологическая лексика
Для чего нужны термины и как использовать их в своём тексте.
17. Профессиональная лексика
В чём отличие профессионализмов от терминов. Как их использовать в тексте
18. Жаргонная лексика
Что такое жаргонные слова и как их использовать в тексте.
19. Диалекты
Что такое диалекты и как их использовать в тексте.
20. Устаревшие слова
Как автору работать с устаревшими словами.
21. Новые слова
Как появляются неологизмы и зачем они нужны.
22. Заимствованные слова
Как в русский язык попадают иноязычные слова и когда их лучше не использовать.
23. Канцеляризмы
Как не испортить текст излишней официальностью.
24. Штампы
Как в русском языке появляются штампы и почему их нужно удалять из своего текста.
25. Фразеологизмы
Как автору работать с выражениями, которые имеют переносное значение.
26. Образность в тексте
Разберём приёмы, которые помогают авторам наглядно отобразить чувства, описать предметы и выразить своё отношение к происходящим событиям.
27. Стилистические ошибки в звучании текста
На что нужно обращать внимание автору и редактору при оценке звукового строя текста.
28. Стилистические фигуры
Разберёмся в синтаксических построениях, которые помогают автору более ярко и изящно выражать мысли.
29. Как подавать информацию, чтобы текст был логичным и связанным
Разберёмся, что такое тема и рема. Как последовательно раскрывать мысль.
30. Информативность текста и способы её повышения
Чем информационная насыщенность отличается от информативности. Интенсивный и экстенсивный способы повышения информативности текста.
Для составления курса мы использовали три учебника: «Стилистика русского языка» Голуб, «Справочник по правописанию и литературной правке» Розенталя, «Теория текста» Валгиной.
Будет полезно всем, кто работает с текстом
Подойдёт и опытным авторам, и начинающим. Кому-то «Стилистика» напомнит забытые правила, кому-то станет хорошей базой в работе с текстом, кому-то поможет заполнить пробелы, а кто-то полностью переосмыслит свой подход к написанию текста.
Представьте, что слушаете интересный подкаст. Вам нравится информация, но звук ужасный. Приходится напрягаться, некоторые слова вообще не слышно.
Примерно то же самое происходит, когда мы читаем текст со стилистическими ошибками. Приходится напрягаться, чтобы распутать предложения и понять, что хотел сказать автор. Из-за неправильного употребления слов некоторую информацию мы неправильно интерпретируем или вообще не понимаем. Если же текст составлен стилистически правильно, то его легко и приятно читать.
Что же такое стилистически правильный текст?
В нём нет лишних слов. Каждое слово передаёт конкретную мысль или создаёт необходимый образ.
Все слова максимально точно передают заложенную в них информацию.
Все члены предложения расставлены в правильном порядке.
Общий стиль текста соответствует задаче.
Созданию именно такого текста посвящён наш курс.
Содержание
Курс состоит из 30 писем. Все они короткие, но информативные. На чтение одного письма уйдёт не более 15 минут. Мы выстроили обучение так, чтобы им можно было заниматься, не отрываясь от других дел.
1. Выбор слов
Почему важно внимательно подбирать слова. Как избежать расширения или сужения понятий, алогизмов, анахронизмов, эвфемизмов и других ошибок, которые возникают из-за неправильного употребления слов.
2. Лексическая сочетаемость слов
Как правильно сочетать слова в русском языке.
3. Нарушение лексической сочетаемости как приём
Опытные авторы иногда намеренно ставят рядом слова, которые нельзя сочетать между собой. В этом письме разберём, в каких случаях и зачем они это делают.
4. Откуда в тексте берутся лишние слова
Разбираемся с плеоназмами, тавтологией, лишними повторениями и другими проблемными словами.
5. Когда лишние слова — не лишние
Когда и как в тексте можно использовать плеоназмы, тавтологию и повторные слова.
6. Когда в тексте не хватает слов
К чему приводит излишнее сокращение текста и как этого избежать.
7. Синонимы
Разберём стилистические функции синонимов в тексте: уточнение, разъяснение, сопоставление, противопоставление, замещение.
8. Антонимы
Разберём стилистические функции антонимов: отразить контраст, показать противоречивость, добавить экспрессию, подчеркнуть значение слова, усилить эмоциональность, показать чередование действий и смену явлений.
9. Когда антонимы лишние
В каких случаях антонимы нужно удалять из текста.
10. Полисемия
Как автор может использовать слова, которые имеют несколько значений.
11. Омонимия
Как автор может использовать слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.
12. Когда из текста лучше убрать многозначные слова
Какие проблемы возникают из-за невнимательного использования многозначных слов.
13. Паронимы
Разберём слова, которые очень похожи по написанию и звучанию, но имеют разное значение. Как можно использовать их свойства и как избежать ошибок в их употреблении.
14. Стилистическая окраска слов
Какие стили есть в русском языке и как их случайно не смешать неправильно подобранными словами.
15. Эмоциональная окраска слов
Как добавлять в текст экспрессии с помощью эмоциональной окраски слов.
16. Терминологическая лексика
Для чего нужны термины и как использовать их в своём тексте.
17. Профессиональная лексика
В чём отличие профессионализмов от терминов. Как их использовать в тексте
18. Жаргонная лексика
Что такое жаргонные слова и как их использовать в тексте.
19. Диалекты
Что такое диалекты и как их использовать в тексте.
20. Устаревшие слова
Как автору работать с устаревшими словами.
21. Новые слова
Как появляются неологизмы и зачем они нужны.
22. Заимствованные слова
Как в русский язык попадают иноязычные слова и когда их лучше не использовать.
23. Канцеляризмы
Как не испортить текст излишней официальностью.
24. Штампы
Как в русском языке появляются штампы и почему их нужно удалять из своего текста.
25. Фразеологизмы
Как автору работать с выражениями, которые имеют переносное значение.
26. Образность в тексте
Разберём приёмы, которые помогают авторам наглядно отобразить чувства, описать предметы и выразить своё отношение к происходящим событиям.
27. Стилистические ошибки в звучании текста
На что нужно обращать внимание автору и редактору при оценке звукового строя текста.
28. Стилистические фигуры
Разберёмся в синтаксических построениях, которые помогают автору более ярко и изящно выражать мысли.
29. Как подавать информацию, чтобы текст был логичным и связанным
Разберёмся, что такое тема и рема. Как последовательно раскрывать мысль.
30. Информативность текста и способы её повышения
Чем информационная насыщенность отличается от информативности. Интенсивный и экстенсивный способы повышения информативности текста.
Для составления курса мы использовали три учебника: «Стилистика русского языка» Голуб, «Справочник по правописанию и литературной правке» Розенталя, «Теория текста» Валгиной.
Будет полезно всем, кто работает с текстом
Подойдёт и опытным авторам, и начинающим. Кому-то «Стилистика» напомнит забытые правила, кому-то станет хорошей базой в работе с текстом, кому-то поможет заполнить пробелы, а кто-то полностью переосмыслит свой подход к написанию текста.